Блог Блог им. anatol Блог им. anatol История в портретах

Или
Сказ о том, как Жан с Пьером на Билюты ходили

Вот я, наконец-то, прыгнул свой первый в жизни водопад! Нет, не какой-то там двухметровый сливчик, а настоящий! Это событие произошло в Саянах, на притоке Китоя — речке Билюты. В этом году замечательный человек и мой друг Томас Марниц снова организовал путешествие в этот сказочный край, участником которого я и стал.

Лет через тридцать, наверно, будет интересно почитать про свои собственные приключения, поэтому этот рассказ с картинками написан, прежде всего, для себя. Но может и еще кому будет интересно)) Эта история – не совсем обычный дневник с описанием кто где перевернулся, и на каком берегу находятся стоянки. Эта история, прежде всего, о людях – участниках экспедишна — которые приехали аж из пяти различных стран, все очень самобытные, каждый со своими приколами и заморочками.
Компания подобралась замечательная, причем, что не характерно, нас – представителей страны вечно зеленых помидоров – набралось лишь пятеро. Трое иркутян – Эдик Кузьмин (Батя), Вова и Саня Асмаковцы.

Митяй Данилов из Битцевского парка (или из Переделкино, мы так до конца и не выяснили)))

и я из Нижнего Новгорода.

Самой многочисленной фракцией стали французы, которых собралось пятеро. Стефан Пион – камрад Томаса по команде Сиклайн. И его приятели – Пьер-Кристоф (или PC), Клеман, Пьер и Жан-Марк. Один подданный Ее Величества – Найджел, и свой в доску парень из Германии – Бени Зибергер. Ну и конечно, зе ласт, бат нот зе лист – Томас Марниц, собственной персоной. Итого – 13 негритят.

Про Китой
1 августа мы наконец-то собрались все вместе в одном месте с вещами и лодками, погрузились сами в Истану, а лодки в грузовую газель. Не успев выехать из Иркутска, газель сломалась, подтвердив еще раз качество отечественного автопрома8)
Дорога хоть и длилась около 6 часов, но долгой не показалась, т.к. взятые спиртные напитки были уничтожены в короткий срок.

Особенно веселье разгорелось, когда мы проехали пост погранцов в Мондах «без единого выстрела», ну то есть, оттуда даже никто не вышел))
К Китою приехали уже почти затемно, а нам еще нужно было доехать до ближайшей стоянки с дровами, находящейся в зоне леса. Мы с Батей подождали Вову, который подъехал позже, прямо после работы, и в кромешной тьме с фонариками во лбу двинулись вперед к лагерю. Сплав в темноте – штука прикольная, даже если знаешь, что препятствий нет, но повторять почему-то не хочется)) Примерно через полчаса наша команда воссоединилась, и было устроено welcome party! Естественно, по именам никто никого еще не запомнил, но общение проходило бурно и весело.
На следующее утро все постепенно стало вставать на свои места: погоду отличная, настроение хорошее и даже нет похмелья. Стефан снимает много, иногда обгоняет нас, вылезает из лодки и снимает со штатива.

Про Стефана

Стефан – это товарищ Томаса из команды adidas sickline, как я уже говорил. Помимо того, что он плавает на лодках, в обычной жизни Стефан занимается тем, что снимает и монтирует видео. И это у него здорово получается. К слову, совсем недавно его ролик Rain drop занял первое место на конкурсе Rider of the year.
В наше путешествие Стефан взял с собой 12(!) кг различной видеоаппаратуры, включая штативы, штанги, различные кронштейны и приспособы для крепления камеры gopro. Разве что не взял с собой ассистента и софитов)) Ну ничего – это в следующий раз.

Увидев такую кучу оборудования, мы, не сговариваясь, разделили всю еду и снарягу на 12, а не на 13 человек.
Надо сказать, что перед поездкой Том специально предупреждал всех, чтобы не брали ничего лишнего. Видимо, Стефан подумал, что запасная обувь – это совершенно никчемная и лишняя вещь, и поэтому из обуви у него были только сплавные тапки)) Его примеру последовал еще один горячий француз –Пьер, но о нем потом, в свое время. С погодой нам, в принципе, повезло, и снега не было, но, на минуточку, стартовали мы где-то с высоты около 2000м над уровнем моря, и смотреть на босоногих лягушатников было, прямо скажем, холодно)))) Многоопытный Батя, у которого были с собой запасные шлепки, поделился ими со Стефаном. А Пьер так до конца путешествия и ходил босой на берегу, как Лев Толстой. Лично мне вообще странно, что он не сдох)) Горячие французские парни, что тут скажешь!
Французы, надо сказать, остаются французами везде – в тайге или на Монмартре. Лишний раз меня в этом убедил Стефан, который на одной из стоянок был замечен, надушенный хорошей туалетной водой)) Вот ведь блин – тапок даже не взял, зато туалетную воду- пожалуйста!
Стефан — прикольный и остроумный человек. У него в запасе есть несколько фраз, как у Эллочки-людоедки, которые он употребляет почти в любой ситуации. Может быть, отчасти это от того, что по-английски он (да и вообще все наши французы) разговаривают, честно говоря, не очень))

Первое слово из словаря Стефана — EASY. Употреблятся почти во всех случаях:
-Stephane, whAT's your secret in film making?
-Mmm, film making… It’s easy!

Утвердительный либо, наоборот, отрицательный ответ (зависит от ситуации) — For sure!

-Do you need mayonnaise, Stephane?
-For sure!

Далее следует фирменная ухмылка, из которой становится понятно, что этот майонез Стефан в гробу видал))

Great success – употребляется при каждом удобном случае.
Обращаясь к Бени:
-Beni, you ran the waterfall and hit the rock – great success!))

Бени (Benjamin Seeberger)
Бени – это самый настоящий каякероподонок из Германии. Бени обладает способностью к изучению иностранных языков, и это не шутка)) Он знает английский не хуже «носителя языка» Найджела. А может даже и лучше, по крайней мере, произношением))) К концу нашего путешествия Бени мог ввернуть нужное русское словечко не хуже, чем любой русский. Причем делал это настолько в тему, что временами казалось, что Бени долго учился, а на самом-то деле всего несколько дней))
-Beni, how are you?
-Ahuenno!

Бени единственный из всей команды прыгнул Эхе-Гольский водопад. По его собственным рассказам, прыгнуть Эхе-Гол – это его мечта детства (когда он был маленьким, у него в комнате висел постер с каякером, прыгающим этот водопад).

Надо сказать, что по нашей воде заход в Эхе-Гольский водопад был довольно кривой, и Бени дрочил думал целый день, благо у нас как раз была дневка на Эхе-Голе, и весь день и всю ночь шел дождь.

На следующий день Бени таки надумал прыгать. Прямо скажем, заход он сделал не идеально, поэтому когда я услышал «чирк» об скалу во время полета, сердце екнуло. Оказалось, что он задел, видимо, веслом скалу.

Но все закончилось благополучно.

Бени сильно меняется в худшую лучшую сторону в присутствии своей подруги, с которой мы встретились на р. Билюты (естественно, заранее договорившись), куда она пришла в составе пешей группы. При ней Бени превращается в интеллигентного молодого человека: битте шон, данке шон, здрасте-пожалуйста. И боже упаси употребить какое-нибудь нецензурное слово (не говоря уже о рыгании в общественных местах)- Бени сделает замечание)))

Про PC
Кстати, о нецензурных словах, Пьер-Кристоф, или просто PC, тоже учился русскому языку. После Стефана он, пожалуй, лучше всех из французов катается.

У нас с ним наладилось взаимное обучение языкам: каждый день сидя в лодках, мы разучивали новое слово. Почему-то, слова попадались, как правило, нецензурные))

Интересно, что когда мы проходили с ним слово «блядь», я узнал, что французы употребляют свое слово, означающее то же самое – «putane»- и в таком же контексте. Ну типа когда роняют молоток на ногу)).
Лучше всего PC запомнил слово «ahuenno», и употреблял его во всех мыслимых и немыслимых случаях. Не знаю уж почему, но это слово все иностранцы употребляли чаще всего, кроме, пожалуй, Найджела, про которого удачно пошутил Батя, что он на самом деле учитель русского языка и понимает все наши приколы про него)))

Про Найджела

Найджел действительно, как мне показалось, немного выделялся из всей гоп-компании. Может, потому что «чопорный англичанин», а может просто он постарше всех, хотя знаю я нескольких челов постарше меня раза в два, которые жгут тряпки дай бог каждому так жечь в 18 лет))
После порога Веретено Верхних Щек, который Найджел прошел вверх тормашками, про Найджела стал ходить такой прикол: where is Nigel? He is under the water))

А надо сказать, что вопрос «where is Nigel?» звучал каждый день, и не по одному разу. Дело в том, что в то самое время как наши всегдашние кашевары – Митяй с Батей — готовы были уже накладывать пищу жаждущим, то есть когда стая голодных небритых мужиков выстраивалась в очередь с целью ПОЖРАТЬ, Найджел ухитрялся либо чистить зубы, либо заниматься другой личной гигиеной. А предметов личной гигиены у него было примерно столько же, сколько у среднестатистической дамы в косметичке, ну то есть, по самым скромным оценкам, никак не меньше килограмма))
Что касается сплава, Найджел переворачивался довольно много но, молоток, ни разу не отстрелился, хотя вполне мог бы.

Чего нельзя сказать про нашу компанию «booties» — пьющих_из_ботинка — Сани, меня и Клемана.

Самый урожай отстрелов у нас пришелся на участок от Эхе-Гола до конца Моткиных Щек. Чорт возьми, то был совсем не мой день, и тогда я чувствовал себя очень мерзко. Оюидно то, что более серьезные пороги Верхних Щек я проехал даже не перевернувшись.
Из ботинок во время трипа нам так и не посчастливилось испить, по вполне прозаической причине – кончилась водка. Кстати, я считаю, совершенно правильно, что Том решил взять совсем мало водки — в конце концов можно и городе напиться а в экспедишне нужно здоровье!
Но, возвращаясь к ботинкам, традиция есть традиция, ни куда не денешься! Пришлось-таки нам пить из ботинка на заключительном пати, уже в Иркутске. Добрый Вова не забыл захватить братов неопреновый ботиночек, не первой свежести: из него-то мы испили чашу сполна, ткскть))

Кстати, зараза Бени так и не пил из ботинка, хотя он тоже формально отстрелился, дело было так. После прыжка с водопада Серега на р. Билюты у него сорвало юбку, но он встал на ровный киль в лодке, полной воды. Потом все-таки покинул лодку, правда, уже у берега, но все равно плавал по-собачьи))

Про Билюты и водопады
В отличие от Китоя – классического советского водного маршрута — речка Билюты была открыта для водного мира относительно недавно.
Судя по прочтенным отчетам, я думал, что на Билютах все будет намного сложнее: и пешка с лодками за плечами, и непосредственно вода.

Но, прежде всего, сама тропа стала намного лучше, поскольку незадолго до нас Василий Порсев и Ко пропилили эту тропу.
Отдельным пунктом идет переправа через ручей-приток реки Билюты, который преграждает путь. В сети есть много фоток с этой переправы лодок через ручей, но в живую все выглядит намного круче: я убежден, что не будь этой переправы, речка Билюты потеряла бы частичку своего особенного колорита!
Увидев Билюты сверху, со стоянки у дабл-дропа я восхитился красоте речки и серьезности препятствия – дабл дропа. Когда-нибудь я обязательно сюда вернусь, и прыгну его, но не сейчас. Нет, я наверно, проехал бы его и сейчас, но хочется, чтобы все было под контролем, и красиво! К реке здесь спуститься невозможно, поэтому даже те, кто не хочет прыгать 12м водопад Серега и дабл-дроп, должны зайти наверх, и прыгнуть must run- 6 метровый водопад, прямо за которым начинается дабл-дроп. Нужно ли говорить, что никому не хотелось вылезать из лодки после дабл-дропа?

Водопад Серега прыгали только Том, Вова, Саня, Бени, Митяй и Пьер. У нескольких почти сорвало юбку после прыжка.

Особенно порадовал «маленький» Пьер.

Несмотря на свою драную юбку, почти родеокаяк вместо сплавной лодки и отсутствие обуви, он все мочил с улыбкой и не жаловался.

На каске у него написано «Do it with a kayaker» — лучше про Пьера и не скажешь))

После «Сереги», проехав пару слайдов, мы подошли к 6метровому водопаду. Кажется, что высоковато, но вроде особого криминала нет, тем более, что обнести все равно невозможно)) Люди в лодках валятся по-разному, кто как. Первый раз в жизни вижу, что Томас волнуется: он взял спасконец, вылез на камень прямо у слива, а свою лодку отправил вниз по течению. Она бы наверно уехала в дабл-дроп, если бы не Стефан, который самоотверженно, без каски прыгнул в воду и поймал лодку. Я разгоняюсь, пытаюсь сделать буф, но, конечно не получается то, что задумал. Тем не менее, все гладко, встаю и непроизвольно из глотки вырывается вопль радости – первый водопад пройден — ура!
Время поджимает, дабл-дроп едет только Томас. он переворачивается после второго сливе, встает, все ок. Выдвигаемся вниз, впереди еще один 2-метровый слив – он уже идет как по маслу. Дальше – прикольный участок с быстрым течением в красивейшем каньоне, слалом между камней, и вот, наконец, стрелка с Китоем!

Мы радуемся как дети – основные препятствия пройдены, без потерь, все в порядке, мы – молодцы! Настроение отличное, только мелькает мысль, что надо бы засветло добраться до базы на Федюшкиной речке. А уже через час – мы на базе, в состоянии «глубокого морального удовлетворения»(с), по крайней мере я. С момента отправки от моста через Билюты мы вкалывали 11.5 часов. Это было сложно, но, как оказалось, можно.
Водка, пиво, веселый вечер в хорошей компании, которая за время этого путешествия стала командой. Ложимся спать в домиках с крышей над головой, на кроватях с подушками, а это еще одна маленькая радость, которые мы иногда не ценим, сидя в душных городах, заполненных автомобилями с вечно спешащими куда-то людьми.

Рашен пипл
Что же я все о буржуинах говорю? Неужели нечего сказать о русских участниках нашей экспедиции? Да, конечно же, есть что сказать – но только хорошие слова, ведь мне с ними еще плавать и плавать от всех парней остались только самые положительные впечатления.
Готов с ними со всеми поехать еще куда угодно и не один раз, и это честно. С ними всегда есть о чем поговорить, всегда найдется человек, который подколет поможет когда трудно)) И после этого найдутся силы еще на n-ное количество часов физически (и морально) сложной работы!

Вован, например, всегда наловит рыбы! И подбодрит добрым словом:
— Ебитесь вы в рот, друзья!

Батя с Митяем всегда приготовят вкусную еду: особенно Бате удавался, по его же выражению, «суп из семи залуп»)) Ну и конечно, фирменные байки – куда же без них?

А Митяй вообще даже делал блинчики – вещь, казалось бы несовместимая с автономным каяк-путешествием))
Саня надежен и немногословен, но если уж скажет, то как отрежет:
— Саня, как там у нас с тушенкой, много осталось?
— Да у нас этой тушенки еще как конь наёб!

У Сани Мяктова (которого в этот раз не было, но я уверен, он обязательно будет в следующем) в запасе всегда есть небольшая лекция практически на любую поставленную тему и комментарий для друзей:
-Саня, тебе очень идет эта розовая шапка8)
-Рот есть? Вот в него и ебись!!!

Про иркутян
А еще отдельно хочу сказать, что в Иркутске живут хорошие, очень хорошие люди! По крайней мере, все те, с кем мы общались. Честно говоря, начинаешь снова обретать веру в людей, когда почти незнакомые люди встречают тебя как старого друга!

Про Томаса
Как сказано у классика, приятно посмотреть на человека, у которого получается все, за что он ни возьмется. С Томом – это именно тот случай. И если бы лучший друг спросил меня, с кем ему поехать на лодках, то я не задумываясь, указал бы на Тома! Потому что … впрочем, зачем рассказывать – сами все поймете, если встретитесь с ним))

Кстати, скоро Томас приезжает в Россию с показом фото- видеоматериалов, вот уже приехал)). Судя по прошлому году, все должно быть очень интересно и познавательно.

P.S.
А после нашего путешествия несколько человек совсем тесной компанией опять проехали этот маршрут в рекордно короткие сроки – рассказ с фотками можно посмотреть у Вовы Асмаковца. Не исключено, что иркутяне скоро будут ездить на Китой на уикенд))
Они пропилили тропу на верхний каньон на Билютах и сняли видео. Этот замечательный ролик обязательно стоит посмотреть, и если понравится, проголосовать за него в конкурсе журнала kayak session.
Также по материалам этого путешествия есть фотки в хорошем качестве