Блог Блог им. sap Блог им. sap Приключения президента, доктора и Сапы на краю земли. Часть 1.

Привет друзья!

Хочу поделиться впечатлениями о нашем путешествии.
Рассказик получился большой, в нескольких частях. Только не воспринимайте его, как некий отчёт о маршруте какой-то категории сложности — это просто художественный рассказик. Местами забавный, с красивыми фотографиями, моими комментариями и эмоциями…

Осенью 2018 года, лениво ковыряясь в интернете, я наткнулся на сайт Макса Пасюкова про морской каякинг на Сахалине. О том, что там обитает мощная сиякерская банда, мне ещё Мстислав Соколовкий на Камчатке рассказывал. Стал читать статейки, смотреть картинки – ребята объездили весь Сахалин и Южные Курилы. Хоть идею доплыть от Камчатки до Японии на каяке я и похоронил, но интерес-то к Курилам остался :)). В памяти всплывали воспоминания про Камчатку… я ностальгировал, читал, читал… и тут я увидел ЕГО! ОН ни на что не похож и находится на самом краю света! До НЕГО фиг доберёшься, но этим ОН только сильнее притягивает! В общем, прошу любить и жаловать – маяк Сигнальный!

Это чудо японской архитектуры было возведено аж в 1936 г. Построен он был, как и всё японское, на славу, так что даже землетрясение 1994 г., которое опустило под воду весь остров, не смогло его разрушить. В итоге, сейчас острова нет, а маяк просто торчит из океана! Правда, чутка кривовато, но на примере Пизанской башни – это не бага, это фича! От маяка до Японии всего 3.5 км, и в хорошую погоду можно увидеть рыдающих японцев…

На берегу у них там стоит огромная башня, на её вершине установлен бинокль. Японцы смотрят в бинокль на Курилы и плачут :)). Так называемая башня плача на Хоккайдо.

Тогда-то и родилась идея поехать поплавать по Южным Курилам. Особенно радовало отсутствие медведей на Малой Курильской Гряде (уж больно сильно они меня на Камчатке кошмарили). Я ещё раз, уже внимательно, перечитал рассказик Макса про их путешествие по грядке и начал придумывать своё. У ребят была большущая команда: катамаран с мотором, куча каяков и прочих каякоподобных судов, короче, целая флотилия! За время прохождения маршрута у них несколько раз случались спас работы – какие-то волны, возникающие из ниоткуда, один раз даже чуть не перевернули катамаран! Я так понял, что вся эта грядка – это сплошные мели, и автобусы со стороны океана там прилетают о-го-го! В общем, стало мне страшновато плыть туда одному :))… Решил позвать с собой Андрюху Курносова.

Между прочим, не абы кто, а президент российской федерации фристайла на бурной воде!

Вообще, долгое путешествие абы с кем – не самый хороший вариант… Да даже с лучшим другом за 3 недели в море можно переругаться вдрызг. С Андрюхой мы были вместе на Алтае и чем-то он мне приглянулся :))… Да и армейское прошлое его могло запросто пригодиться в приграничной зоне. Позвонил ему, особо не надеясь, а он взял и согласился :))! Выяснилось, что, к тому же, он родом с Сахалина, жил там всё детство, а с тех пор ни разу не был… Я списался с Максом, заручился его поддержкой на Сахалине и стал ждать пока появятся билеты на самолёт и паром.

К тому времени как появились билеты, наш с Андрюхой дуэт превратился в трио – к нам захотела присоединиться Аня Орлова.

Между прочим, не абы кто, а доктор наук!

Лично я с ней знаком не был, но много про неё слышал. Неоднократно видел её на месте судьи на Тивдийских соревнованиях по родео, жена была с ней вместе в Штатах… А как только я узнал, что она к тому же и доктор каких-то там наук – аж интересно стало, что из этого выйдет :)). План поездки тоже немного изменился. Малая Курильская гряда (МКГ) – это примерно 260 км или 13-17 дней (если с учётом днёвок и штормов). Для путешествия на край света – это как-то маловато, поэтому я решил захватить ещё Кунашир. Итоговый план был такой: сначала едем на грядку втроём (260 км), потом они улетают домой, а я переезжаю на Кунашир и плыву вокруг него (ещё 320 км). С документами в приграничную зону проблем, как ни странно, не возникло. С билетами тоже. Единственное – билеты на паром между островами пришлось покупать заранее, так как по факту отплытия их нет… Вот тут я здорово промахнулся… По плану на МКГ я выделил 17 дней, а на Кунашир – 12 дней. Ну да ладно, подумал я, буду быстрей грести на Кунашире :)).

Лето близилось, Курилы становились всё осязаемее… 10 июня я отправил лодочки, дальше оставалось только ждать. 15-ого июля мы втроём вылетели из Москвы.

Заброска

В Южно-Сахалинске нам надо было выполнить такой квест:
• Забрать Анину и мои лодки (они разными транспортными компаниями отправлялись, соответственно находились в разных местах) и отвезти их Максу на склад
• Исправить пропуск у погранцов (пропуск в погранзону я изначально оформил с 20.07, а так вышло, что мы приплывали на Шикотан 18.07)
• Закупить жрачку
• Найти квартиру на ночь
• Заказать кран-балку для перевозки лодок
• На следующий день в 6 утра уехать в Корсаков и погрузиться на паром до Шикотана

Квест выглядел слишком лёгким, поэтому я усложнил нам задачу :)). Сразу по прилёту начал бухать. К вечеру, несмотря на моё уже изрядно подвыпившее состояние, всё запланированное было сделано, и мы пошли в корейский кабак. Что-то пили, что-то ели… Концовку помню смутно…

Сон алкоголика краток и тревожен – проснулся я в 3 утра. Жутко хотелось пить… Воды мы не покупали, зато было 2 полторашки пива :)). Впереди погрузка на корабль, встреча с погранцами – надо было срочно поднимать уровень сложности нашей задачи!

Приехали мы в порт Корсакова часам к 7 утра. Во мне уже сидело 2 полторахи пива, и я уже сходил ещё за одной. Погрузка лодок на Фарик – это отдельная тема…

Паром «Игорь Фархутдинов», в простонародье «Фарик».

Для погрузки лодок надо оформить 38 бумажек, заплатить 17 раз по 47 рублей за погрузку/разгрузку/проезд в порт и т.д. Потом самим погрузить её на палубу, притом, что людей на территорию порта не пускают. Меня забраковали сразу – я был с пивом, и вообще был уже изрядно пьян. Меня на пароход-то еле пустили :)). По новым правилам напиваться можно только в баре парома!

В итоге, бразды правления над нашим едва начавшимся путешествием, взял на себя Андрюха. Всё оформил, везде заплатил, и нас пустили-таки в порт. Погрузку лодок и нас помню уже плохо… с кем-то ругались, с кем-то спорили…

Шикотан

Причалили мы в Малокурильское на следующий день в 9 утра. Выгрузились достаточно оперативно, докупили, что забыли (я забыл, естественно, про пиво), покидали шмотьё в лодочки и в час дня отплыли. По плану в этот день надо было дойти до точки старта через пролив Шпанберга, чтобы на следующий день сразу его с утра и переплыть.

Пролив Шпанберга – пролив между о. Шикотан и о. Полонского. Ширина пролива в самом узком месте 23 км.

Греблось на удивление легко. Шикотан в 1-ый день особо ничем не удивлял. Возможно, это связано с близостью посёлка, а возможно с тем, что я продолжал потягивать пивас и всё больше погружался в уже привычное состояние :)). Спустя пару часов нас догнал катер ВМФ. Проверили документы прямо на воде, сказали докладывать по рации кому-то там о наших передвижениях и вообще, сказали, что мы психи… Я решил не подплывать к ним и не дышать на них перегаром, так что общаться пришлось Андрюхе. Впрочем, они достаточно быстро уплыли.

Рации у нас с собой не было, как говорится, нет рации – нет проблем. Поплыли дальше. Погода была чудесная. Ветер, правда, на обходе мысов задувал достаточно сильно, но в остальном всё было отлично! Почти сразу познакомились с местной живностью. Как и на Камчатке, тут полно тюленей, каланов и всевозможных птиц.

Шикотан, в отличие от большинства островов грядки, высокий остров с интересной береговой линией, красивыми бухтами и лавовыми выбросами в море.

Побережье здесь, в отличие от камчатского, в основном песчаное, поэтому достаточно быстро песок становится повсюду: в тарелках, лодках, палатках, трусах :)). Причём песок чёрный, вулканический… Аня сказала, что это типа самый чёткий песок :)).

До м. Смелый мы-таки в первый день не дошли – встали в 4-ёх километрах от него. Решили, что для первого для достаточно. Бухта красивая, погода отличная, ром вкусный :))!

Проснулся я в 6:30 утра ещё пьяненький… Бодро пошёл всех будить… Завтрак, сборы – впереди пролив! Пока собрались, сели в лодки – я протрезвел… Доплыли до мыса – началось жестокое похмелье, наказание за все мои излишества в эти дни. Да тут ещё туман налетел, и ветерок задул встречный… Не сильный, но его усиление могло быть стрёмным. Причалили к берегу, стали держать совет :)). Аня участия особо не принимала, Андрюха рвался в бой со словами: «Ну, скорость у нас положительная – догребём!». Я же страдал с похмелья и терзался сомнениями: это самый большой пролив, погода ходовая, но если будет ухудшаться, будет жопа…

Естественно, Андрюха всех убедил! Как и всегда дальше :)). Вообще, тут стоит немного пояснить: вероятно, именно тогда зародился небольшой конфликт, который в дальнейшем развивался и эволюционировал на протяжении всей поездки. А может он, конечно, зародился и раньше, когда я всю дорогу бухал :))… сказать сложно. В общем, Андрюха, несмотря на возраст (ему, на секундочку, уже полтос!), парень здоровый, занимается полжизни боксом, греблей, очень харизматичный, ни разу не глупый, и неплохо разбирается в людях. Он долго был военным и дослужился до высокого звания, а сейчас какой-то биг босс, президент федерации фристайла и т.п. Мы же с Аней – утончённая творческая интеллигенция… Нет, он нас не бил :)), но спорить с ним было невозможно. Споры были примерно такими:
— Я: Предлагаю сделать так-то и так-то потому что 1,2,3… да и вообще 4,5,6…
— Аня: Я за… К тому же ещё и 7,8…
— Андрюха: Да ну на хер! Давайте сделаем так, ибо не хер!
— Мы с Аней: Ну так, значит так…
Я, конечно, утрирую, но надеюсь, что суть передал.

Согласно президентскому указу решили плыть пролив и, если вдруг погода ухудшится, то вернуться. Время было 12:40. План был плыть на м. Уступный, обходить о. Полонского с севера и где-нибудь там же, на севере, ночевать. Но что-то пошло не так :)).

Стоял плотный туман, и берег быстро скрылся из виду. Ветер спустя час стих. Огромные пологие убаюкивающие волны, суровое похмелье, видно только море и туман – причём они одного цвета – глазу зацепиться абсолютно не за что… Вот что ещё нужно для того, чтобы сойти с ума? :))

Аня засекла направление по компасу и ориентировалась на него. У меня был ЖПС. Андрюхе было пофиг :)). Я постоянно зевал, меня клонило в сон – хорошо, что весло привязано, думал я… Солнце сквозь туман резало глаза – я надевал очки… В них из-за брызг ничего не было видно, поэтому спустя пару минут я их снимал… так и плыл, постоянно надевая/снимая очки. Впереди плыла Аня с компасом. Чуть позади Андрюха. В конце – я с очками и похмельем. Где-то на середине пролива я заметил, что мы чутка влево забираем. Я хотел сказать об этом ребятам, для этого надо было их догнать. Но похмелье… и очки… Я долго пыжился, догонял Андрюху, сказал ему, что надо правее забирать. Аня плыла уверенно впереди, и Андрюха мне ответил, что у неё там всё под контролем… «Ну пусть так» — в очередной раз сдался я :))… Спорить вообще сил не было… Подумал, что может она решила плыть на м. Полонского. Но, когда мы уже ушлёпали южнее острова, я-таки забил тревогу. И мы-таки повернули к острову. Махнули в итоге мы лишних 2-3 км. Ничего страшного, но я до сих пор не понимаю, как это вышло :)).

В итоге, мы плыли на м. Полонского. Когда до берега по навигатору оставалось уже метров 500, из тумана неожиданно вылезла огромная каменюка — скала, размером с квартал! Но самое интересное, что она появилась из тумана неожиданно, в сотне метров от нас – огромная такая дура! Спустя 6 часов абсолютного ничто – это было сказочно! А скоро показался и сам о. Полонского.

О. Полонского

Из-за того, что мы причалили не к м. Уступному, а к м. Полонского – плыть через север было нелогично. Да и уже было 7 вечера, шёл дождь – решили плыть вдоль южного берега и искать стоянку.

Официально — это была худшая стоянка в моей жизни :))! Вообще, Полонского – низкий заболоченный остров, однако, северная его часть повыше, а вот юг – это просто самое настоящее болото! Вонючее болото, где местами проваливаешься по щиколотку в гниющие водоросли! Когда я вылез на берег, думал, меня вырвет – запах ужасный! Среди гнилья было несколько пятачков под палатки – решили ночевать здесь. Я тут же поставил палатку и завалился спать, сил не было ни на что, даже на ужин. Шёл дождь, и под тент сразу наползли лягушки и начали там весело квакать и сношаться…

Ночью я проснулся, открыл палатку включил фонарик и закурил. Ночь была ясная, на небе куча звёзд – красота! В свете фонарика активизировались морские блохи.

Бокоплав (в простонародье — морская блоха) – полупрозрачная безобидная тварь, которая немного ползает, но в основном, скачет, как блоха. Куда она поскачет – мне кажется, даже она не знает.

Пока курил – понял, что я совершил чудовищную ошибку. Этих тварей там миллион, и за 2 минуты мне в палатку напрыгало, по меньшей мере, несколько тысяч! Они радостно подпрыгивали в свете фонарика, ползали по мне, и с этим ничего нельзя было поделать… единственное – выключить фонарик, тогда они почти перестают прыгать, только ползают. И вот так я спал до утра…

Утром позавтракали и начали в спешке собираться нафиг с этого «пляжа». Пока собирал палатку треснула дуга. Экспедиция на грани срыва? Как всегда, пришёл на помощь серебристый скотч! Гениальное изобретение! Впереди пролив Полонского 12.5 км и о. Зелёный.

о. Зелёный

Погода была лучше, чем вчера. Пролив вдвое меньше. Самочувствие моё было отличное. Пролив проскочили, не заметив! Ближе к острову стали попадаться каланы. Вскоре мы увидели маяк на м. Вальтона.

На мысу необитаемого острова нас встречали – вот не поверите – лошади! Откуда они там взялись и, что они там делают, непонятно. Решили выйти, размять ноги.

На берегу японские могилки.

Дальше поплыли вдоль низкого берега по совершенно гладкой воде. Вдоль берега проход, дальше водоросли, за ними плавают на спинках каланы. Когда видят лодку, то встают столбиком и смотрят. У самок между лапами подросшие детеныши.

Всюду по берегу шныряют лисы.

Встали на м. Зеленый. Рядом с пулеметом :)). Дзоты стоят повсюду. На берегу пятнами растёт какая-то интересная травка. Она очень мягкая и прикольно хрустит под ногами.

Здесь я нашёл первый кухтыль. Он был странной продолговатой формы, весь в ракушках – я вообще не был уверен, что это поплавок. Забегая вперёд скажу, что я его потом выкинул … И только уже в Москве узнал, что это-таки одна из разновидностей кухтылей, причём не самая часто встречающаяся. И вообще – кухтыли с ракушками ценятся выше.

Кухтыль – стеклянный поплавок, который раньше использовали для рыболовных сетей. Производили их разные страны. Некоторые ставили на Кухтыли свои печати. Сейчас они являются предметом коллекционирования.

С тех пор мы с Аней помешались на них :)). Везде на берегу их искали, но они долго не попадались…

На следующий день обнаружилось, что Аня натёрла себе обе подмышки, бока и что-то там еще… Она вообще женщина стойкая! До последнего не снимала куртку и сухие штаны. Только на Кунашире, когда жара стояла +30 градусов, она-таки разделась. Как результат, вероятно вспотев, натёрла себе всё что можно. А может термобельё неудачное, а скорее всего и то, и другое. Травма не смертельная, но в условиях ежедневной гребли – очень неприятная. Однажды на Камчатке я тоже натёр себе подмышки и знаю, каково это… Это грозило перерасти в большую проблему… Но, как я уже писал, Аня – стойкая, так что просто залепила пластырем и погребла.

Решили плыть на Танфильева через остров Юрия. Решали, как обычно, в споре. Андрюха, которому было пофиг, где и как плыть, главное — чтобы быстрее, был за то, чтобы плыть напрямки. Я же – за то, чтобы плыть вдоль берега, чтоб было, куда глаза девать. Мой путь был длиннее на 4 км. Я решительно был против пролива – зачем? Был готов даже один поплыть… Решили привлечь Аню :))… Аня — свой человек, и мы поплыли вдоль берега.

Погода окончательно наладилась, выглянуло солнышко, туман рассеялся – грести стало жарко :)). О.Юрия — достаточно высокий и красивый остров с изрезанной береговой линией и глубокими бухтами. Как и на остальных островах, живут тут только лисы с мышами и бокоплавами.

На берег решили не выходить и плыть прямиком на Танфильева. За всё время путешествия мы ни разу не останавливались на обед, максимум короткий перекус, да и тот, чаще всего на воде… Дабы избежать встречи с погранцами, у которых на Танфильева часть, решили плыть сразу на южную оконечность острова к мысу Зоркий.

о. Танфильева и маяк Сигнальный

Остров Танфильева – единственный обитаемый остров архипелага Хабомаи. Здесь круглогодично живут погранцы и «стерегут» нашу границу. Стерегут так себе… Мы там никого не видели и могли бы запросто сплавать на пару дней в Японию и привезти с собой полную лодку всякой санкционной продукции :)). Это самый ближний к Японии остров, расстояние до Хоккайдо чуть больше 7 км. Япония во всём мире считается страной восходящего солнца… Во всём мире, кроме Курил! С Курил Япония – это страна заходящего солнца :)). Почти каждый день, если погода позволяла, мы наблюдали шикарные закаты солнышка за Хоккайдо!

На острове есть вышка Мегафона, и работает связь… Но, чтобы ловил Мегафон, надо вручную выставить его в настройках, т.к. японская сеть Docomo мощнее и телефон выбирает её. Ночью меня разбудил затрезвонивший телефон. Это был Макс. Он был очень удивлён, услышав мой голос… Мне даже показалось, что он подумал, что мы где-то на Сахалине в кабаке бухаем, а не плывём по морям-океанам. Мегафон я не выбрал в настройках, так что разговор с Максом мне обошёлся, как поход в тот самый кабак — 200р минута!

Рано утром меня разбудил Андрюха, сказал, что у Ани с подмышками вообще полный капец, и надо думать, что делать дальше. У меня план был доплыть до маяка, вернуться обратно, затем переплыть на о. Юрия и по его восточной стороне дойти до Зелёного. Это примерно 35-40 км. Подмышки у Ани стёрлись бы окончательно, и решили, что на маяк поплывём только мы с Андрюхой. Затем, на обратном пути, мы подберём Аню – и до Зелёного пойдём напрямки, не заруливая к Юрию.

Погода была отличная, тумана не было, и уже через 2 часа мы устроили фотосессию с самым офигенным маяком в мире!

От постоянного контакта с водой в нижней части маяка обнажилась арматура. Я захотел подержаться за него… Подплыл, схватился за прутья на уровне головы, и тут же лодка ушла вниз на волне, рука застряла, и я вместе с лодкой повис на руке… Я даже успел испугаться – прямо сценарий для фильма, если бы она там застряла окончательно, но слава богу рука выскочила, и я был освобождён!

Миссия была выполнена, и мы поплыли за Аней.

Аня продолжала стойко выносить жару и, в полном боевом каякерском обмундировании, с заклеенными подмышками погребла. Хотя я, за весь месяц надевал куртку (причём обычный дождевик) на воде раза 3, а в остальных случаях плыл просто в термухе или голенький :)).

От Танфильева до Зелёного напрямки почти 14 км. Погодка была чудесная, море спокойное и, о чудо, нам таки довелось увидеть кита! Где-то в середине пролива метрах в 30 от нас из воды показалась спина с плавником. Показалась и сразу исчезла… Мы поплыли в его сторону, звали его, звали… Аня даже песенку какую-то спела ему, но всё тщетно – он так и не вынырнул… Утонул :))? Встреча с морскими обитателями – штука забавная. С одной стороны, ты знаешь, что они неопасны, и хочется на них посмотреть поближе. С другой – они ж ОГРОМНЫЕ, а ты посреди океана! И вот ты радостно плывёшь посмотреть на них с надеждой, где-то в глубине души, что они больше не вынырнут :)). И когда он-таки не выныривает, ты уплываешь с гордо поднятой головой – мол, я сделал всё, что мог, но кит меня испугался! Даже сфоткать его не успели, но поверьте, он клёвый :))!

И снова о. Зелёный

Пролив дался легко. Встреча с китом всем подняла настроение. Аня оказалась заядлым рыбаком-боякой :)). Сначала она забыла спиннинг на Зелёном. Потом сама из говна и палок собрала себе новый, пока мы с Андрюхой плавали на маяк. Затем она-таки решила половить рыбу в проливе… Размотала леску и поплыла… Плыла так метров 50, пока не осознала, что совершенно не хочет, чтобы что-то там клюнуло – у неё снасти на кашалота были! И если бы он клюнул – Аня бы утонула. В общем, ловила рыбу Аня минут 5 :)).

Причалили к месту нашей прошлой стоянки – спиннинг был на месте. Подмышки Анины вроде стали получше – она гребла всю дорогу с высоко поднятыми локтями, и мы решили проплыть ещё. Встали мы где-то на севере острова.

Вечером треснула вторая дуга от палатки, но серебристый скотч опять не подкачал! Ночью на лагерь совершили набег лисы. Я их почти каждую ночь слышал, но тут они что-то уж больно разошлись – пришлось вылезти… Один лис открутил лючок у Аниной лодки и жрал орехи. Рядышком тусил ещё один лис. Они раскидали всю посуду, насрали в лодку Андрюхе (по факту в мою лодку!), сожрали Анины очки за 300 баксов и радостно игрались неподалёку в свете фонарика :)).

На следующий день Аня перед выездом пошла в кусты. Мы с Андрюхой не заморачивались, где стоим, там и ссым :)), а вот Аня по кустам прячется! И за это ей воздалось – она там нашла первый нормальный стеклянный шарик! Красивый такой, в верёвочной обмотке… Я тут же облазил все кусты – больше их не было…

По плану надо было где-то набрать воды и поплыть на Полонского. В море, как обычно нас встречали недовольным рыком тюлени и каланы… Удалось сфоткать какую-то гордую птицу!

Повсюду в воде плавают медузы. Разнообразие их на южных Курилах поражает… На Камчатке я что-то не помню вообще, есть они там или нет… А тут их прямо на любой вкус и цвет, причём всяко разной формы. Одни огромные, как мочалка, другие, как груша и моргают фонариками…

Медузы Гребневики. Светящиеся точки и тире – это не флюоресценция, а преломление света на ресничках, которыми они гребут.

Довольно скоро нашли какую-то лужу с водой – решили набрать… Я сразу побежал искать шарики – и мои старанья были вознаграждены!

Андрюха нашёл кость динозавра. У меня такая уже есть – нашли с женой на Камчатке, так что я искал что-то посущественнее. Например, череп тюленя. Но что-то залежей черепов мы так и не нашли. Андрюха предложил: если-таки череп тюленя не найдём, можно будет выкопать череп японца! Это даже круче калана и медведя вместе взятых! Но решили, не осложнять, и без того непростые, отношения с Японией :)).

Забрали кости, шарики и поплыли в пролив! С погодой нам по-прежнему везло – почти сразу стало видно Полонского. В проливе опять встретили кита… И опять встреча была на расстоянии и очень краткая.

Обходили остров с севера. Ночевать решили в бухте Удобная – точка старта через пролив Шпанберга, который нам предстоял завтра. В отличие от прошлой стоянки на юге острова, тут была действительно удобная стоянка :)).

Вечером я осознал, что у меня сильно обгорели кисти рук. Они опухли и абсолютно не слушались. Единственное, что хорошо – опухшие кисти как раз принимают форму весла, так что с греблей проблем не было, а вот что-то сделать пальцами я был не в состоянии. Рожа тоже вся облезла, особенно нос, но лицо – это не самый важный орган в таком путешествии :)).

На следующий день нас ждал Шпанберг! Мы собирались обходить Шикотан с океанской стороны, поэтому взяли курс на мыс Волошина. По прямой это почти 26 км. На момент старта была отличная погода – Шикотан был виден, но достаточно быстро налетел плотный туман и небольшой ветерок – стало стрёмно… В проливе опять увидели кита – плыть стало веселей :)).

Пролив, в отличие от первого раза, дался легко. Единственное – на подходе к мысу стал слышен адский гул прибоя… Плыть ближе не хотелось, а берег всё не был виден (по карте до него оставалось метров 700). Начали огибать мыс. Вот тут стало ещё страшнее. И без того огромные волны плавно перешли в сулой (если я конечно ничего не путаю – я много про него слышал, но ещё ни разу не видел).

Сулой — это взброс воды на поверхности моря, возникающий, например, при резком уменьшении скорости течения (особенно приливного), при столкновении разнонаправленных потоков, выходе течения из узкости или при сильных ветрах, направленных против течения. Водная поверхность в зоне развитых сулоев напоминает поверхность кипящей воды. Чаще наблюдаются в проливах (например, в Курильском проливе) и в устьях рек. В некоторых районах сулой достигает высоты 3-4 метра и может представлять опасность для плавания небольших судов.

Повсюду были вертикальные треугольные стоячие волны высотой метра 4! Складывалось впечатление, что мы стоим на месте, т.к. вокруг всё бурлило и кипело, но ЖПС чётко показывал пусть и небольшую, но положительную скорость. Обходили мыс часа полтора. Когда уже завернули за него в стороне берега стали появляться какие-то виды. Первое, что показалось из тумана – это брызги волн, разбивающихся о скалы (самих скал видно не было), причём они были в 2-ух волнах от нас! Всюду с оглушительным рёвом работала адова стиральная машина… Вскоре показался крутой скальный берег! Какой же он был красивый (особенно после всех этих болотистых травяных островов). План был идти до бухты Церковная, Макс говорил, что это одно из красивейших мест на острове. И он не обманул!