Блог Экстремальный сплав Экстремальный сплав Колорадо - Изумрудная Миля (The Emerald Mile)

В конце прошлого года отделение Scribner издательского дома Simon & Schuster выпустило в свет книгу Кевина Федaрко (Kevin Fedarko) Изумрудная Миля (The Emerald Mile). Книга повествует о рекордно быстром сплаве по реке Колорадо в Большом Каньоне, осуществленном тремя профессиональными проводниками: Кентонoм Груа (Kenton Grua, руководитель), Стивом Рейнольдсом (Steve Reynolds) и Руди Петшеком (Rudi Petschek) в июне 1983 года. Средством сплава была дори (dory) — классическая для Колорадо деревянная лодка с распашными веслами.


Отрезок реки от Лиз Ферри (Lee's Ferry) до Гранд Вош Клифов (Grand Wash Cliffs) протяженностью около 445.7 км (277 миль) экипаж преодолел за 36 часов, 38 минуты и 29 секунды почти непрерывной гребли. Сплав проходил во время экстремально высокого паводка, когда из-за опасности перелива и разрушений на плотине гидроузла в Глен Каньоне (Glen Canyon Dam), расходы воды были увеличены до 2550-3000 кубических метров в секунду против обычных средних расходов (порядка 200 — 300 кубических метров в секунду). Более ста пятидесяти порогов в скалистом коридоре реки при таких расходах воды формировали серьезные препятствия, требующие четкого выполнения маневров. Характер сплава определенно усиливал сложность маршрута, так как просмотров практически не делалось и часть маршрута проходила в ночное время (за время сплава экипаж спал не более 4 часов).

Еще одной особенностью этого уникального прохождения была его нелегальность. Экипаж не получил официального разрешения для сплава в каньоне и пренебрег эсктренным запретом на любые сплавы, выпущенным за сутки до старта. В результате участникам приходилось кроме опасностей путешествия преодолевать трудности создаваемыми рэнджерами национального парка. Это, в частности, был определяющий фактор при прохождении наиболее трудного, в то время, порога Кристал Рэпид (Chrystal Rapid, mile 98.2). Сложность Кристал Рэпидa значительно возросла после прохождения селя в Кристал Крик — правом притоке Колорадо. Сель 1966 года вынес колоссальные обьемы горной породы и сузил реку до 25-30 м (при средней ширине около 100 м). Кроме того огромный блок гранита перегородил реку почти перпендикулярно в нижней части — над ним сформировалась гигантская бочка с высотой гидравлического прыжка порядка 6 м (достаточно точные данные по осредненным высотам свободной поверхности потока в бочке были опубликованы в статье Сюзанны Кифер из Университета Иллинойса по исследованиям геологической службы). За сутки до того как Кен Груа и его команда достигли плеса перед Кристалом несколько коммерческих рафтов и мото-ригов перевернулось в бочке. Наиболее трагическим был киль мото-рига фирмы Тур Вест (Tour West), который унес жизнь одного из пассажиров и несколько других получили серьезные травмы. Для предотвращения подобных происшествий национальный парк высадил с верталета патруль, который останавливал комерческие и частные суда и обязывал проводку порога без пассажиров. Поскольку рэнджеры должны были арестовать экипаж Изумрудной Мили из-за отсутствия разрешения, экипаж, игнорирyя патруль, вошел в порог без просмотра и по самой невыгодной линии. В результате Изумрудная Миля влетела в самый центр бочки и перевернулась через корму. Однако участникам удалось достаточно быстро собраться вокруг лодки и поставить ее опять на ровный киль до нижней части Кристала. Впрочем, некоторые пороги, как например знаменитые и пожалуй самые грозные Лава Фоллс Рэпидс (Lava Falls Rapids), в такую высокую воду были намного проще и вниз по течению от Кристал Рэпидс сплав Изумрудной Мили не был столь эпичным, но нарастала физическая усталость.


Авария моторига компании Тур Вест в Кристале.


Кентон Груа при прохождении бочки в Кристале (при более низком расходе воды).

Помимо захватывающего описания сплава Изумрудной Мили, в книге подробно описана история исследований и географических открытий Большого Каньона от испанцев под предводительством Коронадо, включая основание коммерческих туристических сплавов на дори и до самых недавних попыток побить рекорд скорости на каяке-соло в 2012 году. Подробно изложены вопросы геологического строения каньона, гидрография, гидрология и гидравлика Колорадо. Книга легко читается и притягивает стилем изложения.

В Мае этого года я принял участие в коммерческом сплаве на каяках по классическому маршруту от Лиз Феррис до Алмазного ручья (Diamond Creek). До начала сплава мне удалось встретится с несколькими людьми лично знавшими Кентона, который трагически погиб в 2002 во время велосипедного тура. Так же я посетил OARS — компанию поддерживающую проведение коммерческих сплавов на дори. В мастерской компании на почетном месте хранится Изумрудная Миля. Я также имел возможность обсудить книгу с профессиональными проводниками, включая тех кто находился на реке во время полета Изумрудной Мили, и практически все из них высказали мнение, что это наверное первая книга наиболее подробно, систематично и увлекательно описывающая историю водного туризма на реке Колорадо.


Изумрудная Миля в мастерской OARS.


Мэри д'Ример при прохождение Кристала в Мае 2014.
 

  • Оцените:
  • 12 июня 2014, 14:49
  • 2620
  • Rocker


Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Мне книгу подарили, но я думаю, что она была куплена на амазоне. В нете точно есть пдф версия, т.к. один мой знакомый читал книгу через интернет. Я сомневаюсь, что сейчас есть русский перевод — публикация совсем свежая.
avatar

Rocker

  • 20 июня 2014, 18:01
+
0
Вот кстати линк к видео о прохождении Лава Фоллс на дори

www.youtube.com/watch?v=K5qADa83YPs
avatar

Rocker

  • 20 июня 2014, 18:04

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.