Блог Водный туризм Водный туризм Рассказ Сергея Николаева о сплаве в окрестностях Женевы

Друзья-каякеры несколько раз приезжали ко мне в Женеву, но нормально покататься, кроме как на слаломных каналах, не получалось. Пару раз мы себя развлекали ночными поездками на точки старта и финиша, чтобы в нужный момент, когда появится вода, без прелюдий, молнией заброситься на реку и овладеть ей.

Эту поездку мы планировали в течение года, в смысле, вяло подрачивали, слабо представляя, в каком формате, когда и в какой компании ее можно будет осуществить. Срослось все неожиданным образом. Мы выбрали такое время, чтобы захватить сезон максимальной воды в горах рядом с Женевой. В Высоком Савое (Haute-Savoie) и Юре (Jura) — это апрель – начало мая.

Наприглашали кучу народу, особо не надеясь, что все приедут. В результате, приехали Алтун с женой Гаухар, Темка со своей девушкой Светой, талантливый слаломист Антоха и Паша Ку с берегов туманного Альбиона. Костяк команды, Алтун и Темка, взяли билеты с 7ого по 26ое апреля. Решили, что если снег еще не сойдет, покатаемся хоть на лыжах. Остальные ребята приезжали и уезжали в разное время и количество народа в моей маленькой двушке в Женеве варьировалось от четырех до семи человек.

С лодками проблема решилась относительно просто, хотя и недешево, часть лодок ребята привезли с собой на самолете, часть удалось натырить в женевском каяк-клубе. С машинами сложнее, в период максимального наезда пришлось арендовать вторую тачку. На мою Импрезу навешивали 5 лодок, и велик сверху. Обычно мы сначала ехали к точке финиша сплавного участка, оставляли велик, потом забрасывались на старт.

Мы решили сначала покататься по всем речкам «женевского» региона, а потом срыть в Итальянскую часть, где, по словам аборигенов, находится один из самых перспективных регионов в Европе с точки зрения весеннего каякинга.

Итак, Юра

Поехали для начала на верхний Вальсарин (Valserine), наиболее посещаемую речку в Юре, недалеко от Женевы. Расход около 10 кубов, узкое русло, течет в непрерывном каньоне первые 5 км, потом долина расширяется, но речка продолжает быть интересной. Река представляет собой несложный, но непрерывный порог. В середине маршрута красивый слив 2 м. (ролик, первая часть)

и один обнос. Ездили мы на эту реку несколько раз разным составом, один раз я даже проехал ее один, за 30 мин. Никто не ожидал от меня таких скоростей, поэтому я потом еще час ждал машину, нарезая круги на велике на тэйкауте, пока Темка учил свою девушку рулить.

Алтун всю дорогу ныл, что ему хочется экспедишна. Решили замочить экспедишн. Нижний Вальсарин по описанию идеально подходит — это часов 6 сплава, 3 обноса и отсутствие возможности вылезания посередине. Участок начался от плотины, река зашла в каньон через несколько сот метров и начался обнос, потом еще обнос, потом еще… Может, мы обносили больше, чем нужно, но это ощущение пришло после.

Там очень красиво, и, что самое прикольное, видно, что нечасто бывают люди, это большая редкость для Европы.

Речка оказалась простая, но мы все равно поимели пару отстрелов и чуть не заплыли в сифон. Обнос сифона порадовал всех, особенно Алтуна, который ушел в автоном в домашних шлепанцах и во время обноса был занят стягиванием этой резиновой продукции у себя с колен. В результате обноса по Юрским джунглям у нас угас весь запал, и всем захотелось домой к маме, к тому же начался дождь, и скоро должно было темнеть. Темка, который не любит автономов и с нами не пошел, сообщил нам по рации, что впереди есть мост, на высоте около 100м.

С реки выхода к дороге нет, после моста начинается обнос протяженностью на всю Темкину зону видимости. После некоторых поисков мы нашли-таки подъем к мосту. Все остались довольны экспедишном, особенно Алтун и Темка.

Еще одна речка в ближней Юре – это Семин (La Semine), приток Вальсарина. Мы были предупреждены о наличии двух обносов, одном глухом, другом — не очень. Через 20 метров после старта мы чудом не вляпываемся в первый. Это место может быть проходимо по большей воде, по нашей — недостаточно было ширины между камнями, запирающими три последовательных слива.

Река содержит единственное препятствие — трехступенчатый порог, который мы ловко прыгаем, дальше доплыв по красивой долине. Порадовал второй обнос своей красотой и бесперспективностью. Вода рушится в прорыв и вытекает из него через черную щель шириной 15 см.

Поездка на Сэйн (La Saine), 2 часа от Женевы по Юре, запомнилась красивыми видами и хождениями в каньон и обратно. Стартовали мы традиционно ближе к вечеру. Антоха сказал, что больше хочет порулить, чем кататься. Отлично, Алтун берет сотовик на случай, если надо связаться с Антохой. Поплыли из-под красивого 15-ти метрового водопада (вдалеке на фото).

Воды 15 кубов, судя по описанию – максимум, при котором можно плавать. Проплыли минут 20, дальше увидели порог, который плыть не хочется. Понесли. Дальше, на следующем повороте, увидели отличный водопад, который можно посмотреть только снизу, если облезть скалы (фото по меньшей воде). Дальше, в этих же стенках, вода падает со второго слива, который можно отстраховать, и рушится четырехметровым водопадом хер знает куда, это посмотреть уже нельзя, видно только пенку, выплывающую из-под слива. Водопад не удалось посмотреть даже свысока. Времени на обработку такого каскада у нас нет, да и воды, пожалуй, многовато. Приняли мужественное решение сваливать из каньона. Вылезли мы оттуда только через некоторое время. Всю дорогу меня мучали ассоциации с фрирайдом. Неделю назад я катался в Вербье, там сначала долго фигачишь в гору, попа в мыле, потом за 20 минут спускаешься вниз. Здесь то же самое, только сначала едешь 20 мин, потом – попа в мыле, фигачишь в гору, та же романтика.
Когда мы выбрались из каньона, и собрались звонить Антохе, оказалось, что у Алтуна нет его номера. Ну ничего, смснули Гаухар, которая была в Казахстане, и она прислала телефон Антохи. Несмотря на неудавшийся сплав, речка кажется перспективной. Возможно,, по меньшей воде, этот каскад если полазить и просмотреть, очень даже интересный. Ребята туда приезжали еще один раз и стартовали ниже каньона, рассказывают, что видели офигенно красивые водопады на притоках,

а на реке прошли пару несложных сливов. После сплава просмотрели самый верхний участок, выглядит очень занимательно — несколько сливов 3-4 м., один несложный обнос, все в красивом каньоне.

Рядом с Сейном – речка Айн (L’Ain), короткая речка, в которой редко бывает вода.
Река питается подземными водами и начинается озером, где из глубины выпузыривается вода, в гроте высотой метров 15.

На воду мы не попали, и поэтому только посмотрели на грот и на 9-метровый водопад, который идется только по большой воде.

Другая красивая речка Юры – Бьен (La Bienne). Вся содержательная часть реки в каньоне с вертикальными стенами высотой в несколько сот метров, длина каньона километра 3, остальное – доплыв, километров 7. На участке есть несколько несложных порогов типа слив-бочка. Если приезжать на речку одной машиной, с великом, то велосипедная поездка за машиной — это самостоятельное спортивное предприятие – 12км с набором высоты метров 300-400. Порадовала также спортивная езда по ночному серпантину (Паша на спуске все время висел на ремнях безопасности и вздыхал). Полгода назад мы с Серегой плавали по этой речке, слабо представляя, как описание соотносится с рельефом перед нами. Когда спросили местных, плавают ли здесь, нам придали бодрости, сказав, что иногда плавают, но тонут часто. Мы-таки сунулись в неизвестность, это, конечно, оказался нужный нам участок, и ничего сколько-нибудь опасного там не было.

Французские Альпы, Высокий Савой.
Два раза мы катались по Борну (Le Borne), это река в Альпах, 40 мин от Женевы. Первый раз мы попали в клевый паводок, такой, что отважились плыть только я и Темка. Я плавал по этой реке много раз, но сейчас она действительно была интересна и страшна. Там есть порог, на самом старте с несколькими бочками и сливами, между которыми надо сделать маневр, а в конце с красивым сливом метра полтора с зуба. Все остальное на реке проще, но тоже тонизирует.

Когда объездили все, чего можно, решили рискнуть и метнуться на Бон Нант (Le Bon-Nant) (ролик, вторая часть), одну из самых веселых речек района Шамони (Chamonix). Бон Нант это непрерывный порог с коричневой водой, без уловов, километров 5. Этот участок напоминает верхний Вайс (Weisse), что около Интерлакена (Interlaken). Воды там, как и ожидалось, не было, все-таки река с ледниковым питанием на высоте больше километра.

Запасной вариант был – Жифр (Le Giffre), речка в долине соседней с Шамони, она пониже и там ожидалось побольше воды. Убежденных пловцов нас осталось — тока я и Алтун, остальные предлагали задрочить. Так как мы приехали сюда плавать, то наше с Алтуном желание было приоритетным, и мы потащили всю кодлу на Жифр. В каньоне оказалась вода, немного, но была.

На стандартном месте старта, на притоке, ее не было. Мы решили проплыть 200м каньона, просто чтоб намочить жопу. Заходной слив, где я когда-то умудрился завариться в бочке и отломать лопатку (ролик) в очередной раз удивил своей высотой (метра 4), которая скрадывается при просмотре сверху.

Прохождение каньона было осложнено тем, что друзья в нас кидали мокрыми ледяными снежками.

Самый мощный сплав в окрестностях Женевы у нас получился на Дрансе (La Dranse), это такая попсовая речка, впадающая в Женевское озеро. Я плавал здесь много раз, и ничто не предвещало выдающегося сплава. Но мы поймали паводок, и простая фановая речка превратилась в мощный коричневый поток с нестабильными структурами. По этой воде залило единственный обнос на реке, сифон, и мы с Темкой, сильно боясь, его-таки проплыли. Прохождение этого порога абсолютно не зрелищно, не требует быстрых и точных маневров, в результате, мы проплыли его, не замочив деку.

Было страшно, ибо до конца у нас не было уверенности, что мы сможем придерживаться задуманной линии. После прохождения пришло соу мач ниидед — ощущение наикрутейшей крутизны «с», и мы бодрячком проскочили все оставшиеся плюхи. Порадовал порог — трехметровый водопад с бочкой,(вот фото по малой воде)

который по этой воде выглядел как большой вал, даже без пайла.

Правда, потом после него надо было проплыть через сад камней, а вода отнюдь не текла в нужном направлении.